Одно из ярких впечатлений - когда первый раз увидел Смольный. Была зима, ночь, шёл снег. Я стоял на набережной, другой берег был почти не освещен, кроме собора, и в кружащемся снеге, Смольный казался летящим. Смольный институт благородных девиц. 1. Комплекс Смольного. Фото: 1913 - 1914 годов. 2. Смольный институт. Дореволюционная открытка. 3. Проект фасада (архитектор Джакомо Кваренги). 4. Литография Г. Беггрова по рисунку С. Галактионова. 1820-е годы. При Екатерине II было положено начало женскому образованию в России. Для этого предполагалось создание учебных заведений закрытого типа, где обучение начиналось с малолетнего возраста. Мальчиков определяли в кадетские корпуса или в Академию художеств, а девочек дворянского происхождения в Воспитательное общество благородных девиц, которое было основано по инициативе И. И. Бецкого. 5 мая 1764 года последовал высочайший указ Екатерины II об учреждении в Смольном Воскресенском монастыре учебно-воспитательного заведения для 200 благородных девиц. Почти одновременно и тоже на территории Смольного монастыря открылось и Мещанское училище для воспитания девиц различных сословий. Оно было своего рода отделением Смольного института, рассчитанным на 220 воспитанниц. В начале XIX века к монастырскому комплексу с южной стороны примкнуло здание, специально построенное для Воспитательного Общества Благородных девиц – Смольного института. Строительство здания Смольного института велось в 1806-1808 годах по проекту архитектора Д.Кваренги. По поводу перевода Смольного института из монастырских зданий, 8 мая 1808 года был Высочайший Указ Императора Александра I. 18 августа 1808 года в новое здание перевели воспитанниц, а занимаемые ими помещения в монастыре передали Вдовьему дому. Здание института отличается простотой и строгостью. План решен в форме растянутой буквы П, чем напоминает план классических усадеб. Главный вход, расположенный в центре, отмечен восьмиколонным ионическим портиком с основанием в виде массивной рустованной аркады. Колоннадами украшены и торцы симметричных крыльев. Здание выглядит торжественно – спокойным, величавым. Стены фасадов гладкие, их украшают лишь прямоугольники оконных проемов. Как истинный гений строгого классицизма, Д.Кваренги решил и внутреннюю планировку здания – она рациональна и проста. Главный подъезд ведет в большой круглый вестибюль, откуда по центральной лестнице можно подняться в просторный коридор. Он имеет ширину 4 метра и тянется вдоль всего основного корпуса, ошеломляя своей бесконечностью.